Давненько тему не обновлял, а машинок в коллекции за это время прибавилось прилично. Данная часть — в своём роде последняя. Дальше будут либо более обстоятельные и научные статьи, либо обзоры в видеоформате.
Часть VII. Technics SL-XP5
Итак, на дворе 1985. Уже полгода как вышел первый на свете Дискман — Sony D-50, Philips уже выпустил его клон в виде CD10 на своём транспорте, а больше... а больше никто подобными прорывами в цифровых технологиях похвастаться и не мог. И тогда Matsushita Electric Co., более известная современным любителям техники как Panasonic, выпускает самую настоящую бомбу — Technics SL-XP7.
Technics SL-XP7.
Плеер был революционен во всём — первый использовал High-End ЦАП от Burr-Brown — PCM55 в портативе, первый, кто имел возможность программирования треклистов, был первым PCDP с эквалайзером (!), самым маленьким (на тот момент) плеером, и, наконец, первым действительно портативным проигрывателем (D-50 с 6 бочками таскать было невозможно, А CD10 вообще использовал не приспособленный для игры в вертикальной плоскости считывающий механизм).
Да, к нему пристёгивался монструозных размеров чехол-батарея, но без него это была самая маленькая CD-дека, а с ним — полноценный портативный цифровой проигрыватель.
И это потом уже были Discman D-50Mk.II, Philips CD10Mk.II, и прочая-прочая... Но Техникс был первым. Однако, японцы останавливаться не спешили. И сразу вслед за старшей моделью выпустили следующий плеер —
Technics SL-XP5.
Да-да, героя нашего сегодняшнего обзора. Младшой не уступал своему брату по инновациям. Это вновь был самый маленький плеер (уже на 1986 год), и вновь он оказался самым портативным из всех конкурентов — Sony Discman D-100 с аналогично отстёгивающейся батареей вышел только в конце года, а по удобству тогда ему мог составить конкуренцию только Loewe CD100 с 6 пальчиковыми батареями. Кроме того, плеер продолжил славную традицию, и также был оснащён сверх-информативным дисплеем с возможностью программирования.
Модель вышла столь удачной, что её выпускали с небольшими изменениями практически три года подряд — в 1986, 1987, и первой половине 1988 в двух вариантах —чёрном и белом (последний был более редок). И только потом сменив на SL-XP3\6. Но оторвёмся от истории и приступим к смотру нашего экземпляра.
Что мы имеем? Полностью цельнометаллический гробик небольших размеров с очень прочным пластиком и высочайшего качества прессформ.
Слева направо — выключатель питания, кнопка открытия крышки, на торце — дисплей с номером трека, временем, четырёх-секторной индикацией заряда батареи (и тут он был первым!), иконкой, оповещающей о включённом повторе (не показана) и информативной таблицей, вмещающей в себя 15+ треков; кнопки Memory\Recall (программирование), Remain time (обращает время и количество треков вспять), Repeat (повтор альбома); кнопки Play/Pause, Stop (никакой тебе оригинальности! всё как у людей), перемотка как между треков, так и внутри него (долгое нажатие) с помощью двух клавиш (больше этим тогда похвастаться не мог никто — у Sony необходимо было давить по переключателю, а Toshiba так вообще делала это с помощью комбо из двух зажатых кнопок, чуть позже реализовав в виде аж четырёх независимых кнопок).
С правого борта на нас смотрят: крутилка громкости (10 уровней), т.н. high filter (любителям звука компакт-кассет с прибитыми верхами), phones.
А вот сзади нас ждёт сюрприз!
Кстати, remote-контроллеров к нему я ни разу не видел.
Line out и Remote! Да, друзья, это был первый плеер с возможностью дистанционного управления. Что сказать — браво, Техникс! Далее идёт питание — фирменная черта этой линейки — разъём с двухполярным (!) питанием +6 и -6 Вольт. Разъём абсолютно нестандартен и вызывает большие проблемы у детей, откопавших среди хлама своих родственников это чудо и попытавшихся его воспроизвести. Ибо найти к нему питальник — дело очень непростое. Если не сказать, невыполнимое. Однако, совершенно случайно на Ebay мною был обнаружен искомый БП —
Recoton CD-22, непонятно каким чудом до сих пор производящийся атавизм из середины восьмидесятых, предназначенный для подключения данных динозавров к прикуривателю.
Заглянем в рот больному...
OM NOM NOM. Слева Technics SL-XP5, справа Technics SL-XP7.
И тут нас ожидает два неприятных сюрприза. Во-первых, на младшей модели откровенно схалтурили на шпинделе-стойке, упростили сцепку-магнит, и вместо хорошей рифлёной стали в качестве защиты внутренностей транспорта применили обычную пластмассу. И, во-вторых, куда-то пропал рычаг, придерживающий створку, и пружина, открывающая её. Без них жизнь, если честно, совсем печальна — при нажатии Open забрало лишь чуть-чуть выходит вверх, и его приходится поднимать самому до открытого состояния (как у Philips AZ6801), из которого он так и норовит упасть обратно (крышка-то стальная и тяжеленная). Зачем это было делать — не очень понятно. Не говоря уже о том, что в связи с подобными «рационализаторствованиями» со временем абсолютно у всех «пятёрок» на задней левой петле начинает идти огромная трещина, окончательно портящая геометрию крышки и в ряде случаев приводящая к проблемам с чтением дисков.
Ну да ладно, не будем о грустном. Запускаем плеер, вставляем диск и нажимаем Play. Диск быстро раскручивается и...
Для сравнения. Сверху Technics SL-XP7, снизу Technics SL-XP5.
Всё, выпадаешь из реального мира. Всерьёз и надолго.
Этот невероятный, сочнейший звук. Звонкий, и между тем басовитый, живой и яркий, но в то же время крайне достоверный... Ударные отыгрываются резко и очень живо, детальность сохраняется отличная даже на сложнейших партиях, звук не звенит на высоких пиках. Играл Within Temptation — Unforgiving, и когда зазвучали вступительные такты очередной песни с невероятно эмоциональным голосом Шерон ден Адель, я просто не выдержал...
Denon DCP-100, Discman D-555, да что уж там говорить, Toshiba XR-P9 c Philips AZ6801 остались далеко позади. То, что я слушал, было — ни больше ни меньше — идеальным звуком. «Г-споди, что же так здорово играет внутри этого аппарата?» спросил я вслух и полез смотреть фотографии, высланные
Datman'ом после починки этого чуда. Внутри меня ожидал сюрприз — на месте ЦАПа продолжал, как и у SL-XP7, красоваться Burr-Brown PCM55HP, а вся остальная начинка, вплоть до электролитов была на 200% — Technics.
Внутрянка. Снизу можно заметить микросхему DAC.
Внимание, абсолютный эксклюзив! Почему-то никто до меня не догадался выложить в интернет ни одной фотографии inside.
Самое любопытное — что факт наличия Бюрр-Брауна в SL-XP5 по сей день окутан туманом невероятной тайны, и мне так и не удалось найти никаких свидетельств о внутренностях «пятёрки» на просторах Интернета, пока данный аппарат не был препарирован.
Отдельного упоминания заслуживает усилитель. Это второй встроенный усилитель на моей памяти, что раскачивает без искажений наушники до самого победного конца (первым был Philips CD10). Насколько хорошо он с этим справляется? Не буду многословным — орто-динамические моно-наушники Yamaha YHE-50A он раскачал громче FiiO E11.
То есть, вся низкоомка (до 100 Ом) будет абсолютно покорна этому плееру.
И, в отличие от приснопамятного китайского поделия, усилитель Technics подаёт сигнал так, что ты им можешь наслаждаться как на самой низкой громкости, так и на самом, САМОМ выкрученном положении потенциометра, притом без какого-либо намёка на шум. Уши не болят ни через пять минут, ни через полчаса. Ты просто забываешь обо всём и слушаешь музыку... музыку, а не звук. Звук этого плеера с большой буквы становится для тебя стандартном де-факто, после которого слушать что-либо ещё не хочется совсем. Ибо только он может отыграть как Synthpop\Electro (часто сильно перегруженный), так и довольно тихого Ванджелиса одинаково _безупречно_.
Подводя итог по звучанию, хотелось бы отметить, что субъективно — это лучший плеер, что когда-либо слышал. Лучше как моего винтажа, так и услышанных на сходке iBasso и Hifiman с IHIFI за очень и очень большие деньги. Да, плеер за двести баксов (включая ремонт) звучит лучше их.
Теперь, что касается надёжности. Аппарат, по большому счёту, не убиваемый. Движущая часть не изнашивается, линза не просаживается, лазер не теряет свою силу (спасибо отличному транспорту GG-1, наследнику легендарного и неуязвимого FF-1). Проблемы, с которым пришлось столкнуться нам — сожжёные, либо прохудившиеся электролиты на питании (из-за чего плеер не подавал никаких признаков жизни) и разбаланс стойки-шпинделя. Последнее — особенность конкретно моего экземпляра, заключающаяся в том, что болванки слишком лёгкого веса лазер просто не может «поймать» (на самом деле, это общая проблема иного рода, заключающаяся в том, что транспорт сильно привередлив к качеству записи болванок и не терпит неправильных смещений и большого количества C1-С2 ошибок —
прим. авт.). Головка отчаянно жужжит, поднимается-опускается, отъезжает из крайнего положения вглубь, пытаясь найти TOC, но у неё это не выходит. При этом болванки Sony, Mirex Maestro и, разумеется, штамповка читается только в путь. Причём, читаются даже самые загаженные диски.
От чего плавно переходим к юзабилити.
И оно, как ни странно, если не лучшее, то одно из самых удачных в моей коллекции. Несбиваемость у плеера отличная — заставить головку потерять дорожку надо сильно постараться: большинство содроганий плеер либо удачно удержит, либо тихо пошипит, при этом не останавливая воспроизведение (к сожалению, качество воспроизведения сильно зависит от степени убитости лазера, в случае с белым SL-XP5 мне повезло —
прим. авт.).
«Софтверная часть» также крайне радует своим невероятным удобством. Помимо интуитивно понятного интерфейса стоит отметить «программирование». Захотелось сделать свой трэклист? Нет проблем, нажимаем Memory, выбираем трек, нажимаем эту же кнопку, выбираем следующий, нажимаем кнопку, и так далее. В конце просто жмакаем Play и плеер играет именно в том порядке, в котором мы задали (много ли современных плееров могут похвастаться такой фичей?). При этом убирая из таблицы номерá проигранных треков и мигая текущим. Очень удобно.
Снизу можно заметить самопальный разъём для зарядки.
Возвращаясь к железу. Отдельных слов стоит батарея... нет, оригинальная батарея давным-давно приказала долго жить — 6 огромных никель-кадмиевых пластин после двадцати семи лет с момента изготовления не держат ни секунды, обнулившись полностью. Но после их вынимания нашему воображению открывается огромный простор для экспериментов с наполнением богатого внутреннего пространства подцепляющегося на трёх крючках «этажа». Чем мы с Датманом и воспользовались.
Не углубляясь в секрет фирмы «Одуванчик», сообщу, что результат модификации оказался по меньшей мере ошеломительным — 1800 мА/ч (на каждый полюс), ±7,2 В в полностью заряженном состоянии, давали более 10—12 часов (по факту, не более 8 ч.) беспрерывной игры!
Кроме того, важная особенность нашего мода — наличие самого обычного разъёма для 5VDC питания.
The Technics.
Что получается вкупе.
Звук
♪ ♪ ♪ ♪ ♪
Simply the best.
Портативность
♪ ♪ ♪ ♪ ♪
Отличная по всем параметрам, особенно учитывая, что проигрыватель 1986 года выпуска.
Качество сборки
♪ ♪ ♪ ♪ ♪ -
В целом, качество изделия изумительно, но, увы, не лишено недостатков. Царапины, некоторый налёт на металле, трещина на петле, потеря геометрии... но делаем поправку на возраст.
Функциональность и удобство интерфейса
♪ ♪ ♪ ♪ ♪
Неcмотря ни на что, пять баллов. Вcё понятно человеку неcведущему, программирование простое и наглядное, наличие эквалайзера также прибавляет очков устройству.
Итог
♪ ♪ ♪ ♪ ♪
Просто лучший.